День студентов: как найти себя и жить лучше
Днем самоуправления стал Международный день студентов, 25 января, в Апшеронском лесхозе -техникуме. Самые смелые и решительные студенты примерили на себя управляющие должности учебного заведения, подготовили и провели уроки, а в конце Дня отправились на деловую игру в форме мозгового штурма под кодовым названием «Педсовет». Было жарко!
Работать как часы
Во время подготовки ко Дню самоуправления директор техникума Виктория Ананьевна Харченко и ее заместители по направлениям Елена Юрьевна Катюшенко, Наталья Александровна Гаврушко, Ирина Ивановна Гриневич, Лариса Александровна Гогошидзе; заведующая отделением №1 — Галина Александровна Полунина; педагог-организатор Анастасия Алексеевна Корниенко дали ребятам, ставшим их должностными дублерами, мастер-классы по управлению процессами.Современное образовательное учреждение – сложный многоуровневый организм, который должен работать без «скрипа» и «пыли». Организуют его работу директор и его заместители, которыми и стали ребята выпускных курсов, контролируя работу педагогв -дублеров и старост групп – первых помощников классных руководителей. Во время подготовки к исполнению своих ролевых обязанностей студенты – дублеры познакомились с тем должностным функционалом и объемом работы, который в течение дня обычно выполняют их наставники.
Проверка воспитания
И если работа с документацией или мониторинг посещаемости шли по заранее намеченному плану, то во время проведения уроков случилось настоящее ЧП: опоздавший студент с порога начал грубить и так преуспел в этом деле, что был препровожден в кабинет директора для персонального разбирательтства.Директор – дублер Иван Бабенко и его заместители – дублеры Лариса Заводова, Михаил Кульян искали аргументы в пользу корректного поведения в диалоге с распоясавшимся ровесником, демонстративно нарушившим правила поведения в техникуме. И таки нашли: грубиян покидал кабинет директора, извиняясь и раскаиваясь. А для ребят -дублеров этот эпизод стал настоящей проверкой на выдержку и рассудительность.
Штурм как способ решения задачи
Задачи отделения дополнительного профессонального образования решали на деловой игре, прошедшей в форме мозгового штурма. Рабочей группой «штурмовиков» стали студенты — дублеры директора и его заместителей по направлениям, старосты же и все те, кому стало интересным участие в мозговом штурме, присутствовали на мероприятии группой активной поддержки.Были гости: директор газеты «Предгорье Кубани» Елена Петришина, начальник управления образованием Татьяна Куценко, автор и разработчик программы «Событийный туризм» Евгения Барановская.
Дав старт деловой игре, модератор и руководитель отделения дополнительного образования Светлана Сонина, после разминки поставила игрокам задачу: предложите, что можно сделать для того, чтобы студенты техникума захотели расширять свои образовательные компетенции, то есть, получать дополнительное образование. «Мозговой штурм» начался.
Две пиццы, или Как помочь себе думать
Что же это вообще такое – мозговой штурм? И почему он так полезен в случаях, когда нужно прорывное решение?
Профессионалы говорят, что он похож на танец. Участникам нужно достаточно свободного места, чтобы они имели возможность двигаться. Как в танцевальном зале, участники должны стоять, а не сидеть. Это важное условие, так как стоящий человек ведет себя энергичнее, полностью вовлекаясь в процесс.
Количество участников штурмовой группы должно соответствовать принципу «команда на две пиццы». То есть в мозговом штурме должно участвовать столько людей, сколько можно накормить двумя пиццами. Считается, что при таком количестве обеспечивается наиболее эффективная коммуникация.
Правильная постановка задачи — еще один критически важный фактор. Формулировка не должна быть слишком общей, но и нельзя сделать ее «узкой», возможности обсуждения будут ограничены. Необходимо найти золотую середину. Заданный вопрос определяет форму ответа. Поэтому так важно сформулировать тему мозгового штурма правильно и дать участникам простор для воображения.
В помещении, где проходит мозговой штурм, должны находиться предметы, побуждающие к обсуждению. Например, если цель дискуссии — разработать дизайн для новой ручки, такими предметами будут разнообразные письменные принадлежности, гаджеты и игрушки, стимулирующие воображение. Кроме того, под рукой должны быть и другие материалы — на случай, если кому-то придет в голову изготовить пробный экземпляр: скотч, ножницы, картон, резинки и так далее. Многим работа руками помогает думать, то есть создание простого примера из подручных средств запускает их воображение. А трехмерный опытный экземпляр часто бывает куда нагляднее, чем двухмерный чертеж.
И наконец четыре основных принципа мозгового штурма:
запрет на осуждение,
генерирование максимально возможного количества идей,
поддержка необычных мыслей,
комбинирование полученных решений
Открыть свое дело!
Что же получилось у наших участников? За 40 минут интенсивной мозговой деятельности участники процесса, при помощи активно включившихся в работу гостей, выработали свод правил, которые должны активизировать работу отделени я дополнительного образования. Среди них такие:
1. Проводить анкетирование со студентами, чтобы понимать, что им интересно, к чему они стремятся. Эта потребность была основополагающей в концепции Дня самоуправления и легла в основу проекта «День студентов», который родился во время мозгового штурма.
2. Проект «День студентов» должен повысить конкурентоспособность бренда «АЛХТ» с помощью рекламных и имиджевых мероприятий и в то же время «прокачать» потребности носителей брендовой культуры, то есть, самих студентов АЛХТ, к получению новых полезных знаний. Знаний, которые позволят успешно реализовать себя на рынке труда.
3. Для этого было принято решение дать студентам возможность оплачивать дополнительное образование в рассрочку.
4. И еще вовлекать родителей в процесс управления техникумом.
5. И вести активную просветительскую работу со школами района – например, выяснилось, что ни сами школьники, ни родители школьников не знают, что получать дополнительной образование в лесхозе -техникуме можно в субботу. Или вечером, после основной учебы или работы.
Переходя от слов сразу к делу, директор техникума Виктория Харченко тут же объявила о принятом ей беспрецедентном решении об условиях обучения студентов по программе «Основы предпринимательской деятельности» – рассрочке оплаты стоимости программы на 5 месяцев. «Мы рассчитываем на то, что по окончании обучения по этой программе наши студенты предъявят нам бизнес- план своего будущего проекта, — говорит Виктория Харченко, — мы уверены, что полученные за эти 5 месяцев знания позволят им его написать. Кроме того, возможность оплатить эту и другие программы в рассрочку есть у всех студентов нашего города. Проект „День студентов“ зовет всех, у кого есть студенческий билет!»
Телефон для записи на обучение 8-988-522-35-40.
Автор Светлана Сонина, фотограф Анастасия Корниенко.